Трио Рафаэля Петросяна - Jazz from Armenia
3 СЕНТЯБРЯ | ВС | 19:00
3000-8000
тг.
3 сентября в EverJazz гостит Рафаэль Петросян - молодой пианист из Армении, произведший фурор на джазовой сцене. Рафаэль много выступает со своим трио и квартетом, и является пианистом в группах Arm.Strong Dixie и Arm.Strong Orchestra. Кроме того, Рафаэль выступает с джазовой вокалисткой Соной Гюлхасян, с кем они основали лейбл с провокативным названием “Sheet Happens” и свой джаз-оркестр, который активно выступает на клубной и фестивальной сцене Армении.

В преддверие концерта мы поговорили с поклонником олд-бибопа Рафаэлем о хип-хопе и честности в джазе, а также о его отношении к джазовым конкурсам и любви к самовыражению.

Читайте интервью джазового самоучки (!) (Рафаэль стал музыкантом в 23 года, выучившись самостоятельно), слушайте записи музыканта (внизу страницы) и приходите на концерт! Классический джаз в интерпретациях темпераментного пианиста —универсальный культурный рецепт на вечер воскресенья 3 сентября!

- Как Вы считаете, в Армении особенный джаз? Если да в чем его уникальность?

- Джаз он сам по себе особенный, и, думаю, феномен джаза в том, что он есть повсюду, и в Армении тоже. Я не музыковед и не стану вдаваться в детали, для меня джаз это язык доступный всем народам. Это язык на котором японец и русский могут общаться не смотря на языковой барьер. Но, с научной точки зрения, джазовая ритмика опирается на африканские ритмические рисунки, где важную роль играет размер 6/8, и синкопирование, что на генетическом уровне присуще и армянам тоже, так как наша этническая музыка, народная, она тоже опирается на вот такое разнообразие ритмических рисунков. Думаю, в этом весь секрет армянских музыкантов.

- Кто из музыкантов повлиял на Вас, помимо учителей?

- Учителей как таковых у меня не было. Всё что я по сути делаю — это последствие влияния разных музыкантов. Моё первое заражение джазом произошло в 2008 году, мне было 16 или 17, я впервые услышал Левона "Малхас" Малхасяна (знаменитый армянский композитор и пианист, бэнд-лидер трио, - ред.) и это просто сбило меня с ног. При этом я как раз тогда поступил в Медицинский Университет, и у меня не было музыкального образования. Я в 7 летку не ходил, дома инструмента не было, единственное что связывало меня с музыкой это мама, у которой хороший вкус, и она всегда слушала качественную музыку. Потом, я стал как маньяк слушать джаз, запоем всех композиторов. После Малхаса, я, например, открыл для себя Оскара Питерсона. Маниакальная любовь к этой музыке привела к тому что в 23 года, на 4 курсе Медицинского Университета я бросил учёбу, купил инструмент, и стал заниматься с ноля музыкой. Это был 2014 или 15 год.

Могу сказать, что на меня очень повлияли великие Оскар Питерсон, Бад Пауэлл, Барри Харрис, Чик Кориа, Чарли Паркер, Хенк Мобли, Сони Кларк.

Но больше всего повлияли музыканты, которые были рядом: Карен Григорян, мой друг, блестящий музыкант и композитор, великолепный пианист Ваагн Айрапетян и прекрасный контрабасист Симон Долмазян, который как родной с первой секунды стал моим другом, и Бог знает, сколькому он меня всему научил.

- Кого посоветуете послушать из современных музыкантов?

- Я думаю, нужно всех подряд слушать, и находить для себя что-то родное, что-то духовное. Возьмите композицию Body And Soul, и послушайте, как её играет Чарли Паркер, а потом Бад Пауэлл А после — как её сегодня играют, например, Аарон Паркс, блистательный современный пианист, или Кит Джаретт. Каждый из них рассказывает свою историю в этой песне. И Сони Кларк, и Майкл Брекер, Чик Кориа, Тэлониус Монк, это совершенно разные но гениальные люди, всех надо слушать по-моему.

- Иногда создается впечатление, что джаз это соревнование. Кто кого перещеголяет, или как будто «унизит», или «победит» в уровне мышления и техники. Что Вы об этом думаете?

- Думаю, джаз — это музыка, где ты должен дружить (с музыкантами) и не думать о какой-либо победе. Кстати, я поэтому не люблю и не участвую в конкурсах джаза. Джаз — это не та музыка, где ты должен быть конкурсантом. Поэтому я ненавижу конкурсы! Участвовал единственный раз, и больше ни ногой!

- Вы в первый раз в Алматы? Что прозвучит на концерте 3 сентября, чего ожидать слушателям? И чего Вы сами ждете от выступления?

- В Алматы и в Казахстане вообще я буду в первый раз. Сказать, что очень жду концерта — ничего не сказать. Не для красного словца говорю,— но я слежу за страной, за ее музыкальной культурой. Я даже знаю хип-хоп исполнителей Казахстана! Поэтому буквально считаю дни до перелёта. На концерте самое важное — найти общий язык с музыкантами, с ритм-секцией. От зрителей концерта я жду честной реакции, так как для меня нет ничего важнее честности. Я выложусь на все 100%, надеюсь, на то, что слушателям нравится традиционный джаз: я в основном играю в стилях бибоп и хардбоп, постбоп. Композиции, которые я буду играть олд-бибоповской эры. Я хочу поделиться своими мыслями за инструментом. Моим честным видением и ощущением того, как я люблю эту музыку.

Я считаю себя членом большой семьи искусства. Думаю, моя искренняя цель — это самовыражение без лишнего пафоса. Может быть костюм который я ношу, или галстук, который я ношу — в этом есть какой-то минимальный пафос, но даже в этом я нестрог к себе. Если удобно, я могу и в джинсах выйти на сцену. Но главное — это искренее самовыражаться на сцене!

********************************************************************************
Состав музыкантов: Вячеслав Тихонов - бас, Иван Антипов - барабаны, Рафаэль Петросян - фортепиано.
Instagram клуба
Посмотрите другие концерты джаз-клуба EverJazz